Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?
Главная » Полезная информация » Рекомендации психолога

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

 Здоровье человека – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Оно определяет состояние и благополучие государства в целом. Потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала – дело рук самого человека, так как зависит не только от природной, но и социальной среды обитания. Это объективная составляющая здоровья, а субъективная – это здоровый образ жизни, который закладывается еще в утробе матери, а в детстве формируются начала большинства хронических болезней взрослых. Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создается именно в дошкольном возрасте, именно на этом должны сосредоточить внимание врачи, педагоги, родители
 В последние годы растет инвалидность среди детей дошкольного возраста. По данным статистики, дети четырех лет имеют до трех нарушений в здоровье, а к шести годам – уже 4–5 нарушений. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Из общей заболеваемости дошкольников 75 % приходится на острые респираторные – вирусные инфекции или грипп. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи, заболевания мочеполовой системы и органов пищеварения. У 12–19 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30– 40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений. В комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов, нарушений сна, невропатии. При поступлении в детский сад значительное число детей (20–50 %) имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы.
 Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка закономерностям формирования его организма. Условия, созданные родителями для физического развития, должны соответствовать возрастным потребностям роста и развития ребенка и обеспечивать его гармоничное развитие, обучение и воспитание.
 Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира.
 К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира. Основной приметой настоящего времени стала гипокинезия – низкая двигательная активность детей, не обеспечивающая полноценное развитие физиологических функций и укрепление защитных сил растущего организма. В связи с этим основным направлением здоровьесберегающей деятельности родителей является формирование физической культуры ребенка, его внутренней потребности в двигательной активности. Важно определить, какой вид двигательной деятельности больше всего нравится ребенку, и предоставить ему возможность заниматься им в условиях подготовленной для этого игровой физкультурно-спортивной среды.
Главным принципом воспитания здорового ребенка является обеспечение такого уровня двигательной активности, который учитывает индивидуальные возрастные особенности организма, соответствует его функциональным возможностям и определяет необходимые и достаточные условия гармоничного развития. Только при строгом соблюдении этого принципа возможно достижение максимальной профилактической, оздоровительной и развивающей эффективности двигательной активности ребенка.
 С момента рождения ребенок стремится к движениям. Благодаря движению развиваются и совершенствуются не только моторные, но и психические функции растущего организма детей, в том числе с особенностями развития, ограниченными возможностями и особыми потребностями. Для повышения оздоровительного и развивающего эффекта двигательной активности ребенка должна проводиться родителями объективная индивидуальная оценка функциональных резервов его организма. Дети с низким уровнем функциональных резервов составляют группу наблюдения. Для таких детей разрабатываются дополнительные индивидуальные программы повышения функциональных резервов с использованием современных средств и форм индивидуальной и групповой, организованной и самостоятельной двигательной активности.
 Таким образом, для реализации личностно ориентированной двигательной активности и формирования оздоровительной физической культуры ребенка должна быть создана игровая физкультурно-спортивная среда, предоставляющая возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают их индивидуальные предпочтения какому-либо отдельному виду движений. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка. Оно осуществляется на всех этапах развития ребенка-дошкольника и учитывает особенности его моторного развития, познавательных функций и речи. Дети активно вовлекаются в творческий процесс созидания – дети рисуют, рассказывают истории и сочиняют рассказы о здоровье, а также придумывают свои физические упражнения, особенно с предметами, и охотно делятся своими «придумками» с ровесниками. Активное творчество детей – непременное условие успешности формирования культуры здоровья. Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью, – неотъемлемая часть созидания здоровья.

Продолжение следует…

 

Специалист  по  социальной работе отделения психолого –
педагогической  помощи  и  профилактики  безнадзорности
несовершеннолетних  МКУ «ЦСПСиД г. Юрги»   Е.Б. Чвора

Категория: Рекомендации психолога | Добавил: mkucsps (21.06.2017)
Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0