Тревожность — это личная психологическая особенность, содержащаяся в завышенной предрасположенности испытать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.
Результаты современных исследований показывают, что успешная деятельность детей находится в сильной зависимости от психологического здоровья. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания. Дети с наличием выраженной тревожности будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
Формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться еще в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить различные положительные эмоции.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Актуальной становится проблема по коррекции тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность и переживается в виде эмоций неопределенности, слабости бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности решиться. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от потребности преодолеть проблему.
На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, увеличении артериального давления, возрастании единой возбудимости, понижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают негативную психологическую окраску.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в нескольких направлениях одновременно.
Психологу при занятиях с ребенком важно:
1) повышение уверенности в себе.
2) снятие эмоционального напряжения.
3) снижение тревожности.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. |