Главная » Полезная информация » Рекомендации психолога |
Условно границы подросткового возраста обозначаются от 11 до 15 лет. Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходит кардинальная перестройка в организме ребенка на пути к биологической зрелости, а именно начинается новый этап физического развития и полового созревания. В настоящее время наблюдается акселерация физического развития и полового созревания. Некоторые девочки оказываются на стадии начала полового зрелости в 10-11 лет, а мальчики – в 12-13 лет. Рост тела в длину, увеличение массы тела, окружности грудной клетки – все это специфические моменты физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином «скачок в росте». В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции. Причем железы щитовидной железы и половые железы отвечают за обмен веществ в организме, является их катализаторами. Поскольку эндокринная и половые железы тесно связаны, а подростковый возраст с одной стороны характеризуется бурным подъемом энергии, а с другой стороны – повышенной чуткостью к точечным воздействиям. Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Во-первых, очень ощутимые для подростка изменения делают его объективно более взрослым, является одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интересов к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Нормой для этого возраста является возникновение первых романтических переживаний, чувств. Хотя социальная ситуация развития несколько изменяется, подросток также живет в семье и общается со сверстниками. Но сама ситуация трансформируется в его сознании в новые ценные ориентации, т.е. он начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Все приобретает новый смысл. Происходят сдвиги в шкале ценностей. Подросток начинает оценивать, близких людей, при том, что потребность в семье весьма велика. Огромное значение приобретает общение со сверстниками. Вступление ребёнка в подростковый возраст знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток активно усваивает ценности взрослого мира, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерий оценок и самооценки. У младшего школьника представление о себе и самооценка формируются на оценочных суждениях взрослых, прежде всего учителей и родителей. Возникновение потребности к знаниям собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе – характерная особенность подросткового возраста. Главная особенность подросткового возраста – личностная нестабильность. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, следует особо выделить формирующееся у него чувство взрослости. Подросток претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, но чаще всего во внешнем облике манер. Подражание идёт и по линии развлечений, романтических отношений. Одновременно с объективными внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости, отношение подростка к себе как к взрослому, представление себя взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости – особая форма самосознания. Оно не жёстко связано с процессом полового созревания. Половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Чувство взрослости проявляется в том, чтобы все – и взрослые, и сверстники, относились к нему как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. | |
Просмотров: 285 | |
Всего комментариев: 0 | |