Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?
Главная » Полезная информация » Рекомендации психолога

Психологические особенности юношеского возраста

 Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Появляется чёткий моральный кодекс, приписывающий подросткам чёткий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками; взаимная поддержка, помощь, уверенность в друге и доверие к нему.
 У младшего школьника представление о себе и самооценка формируются на оценочных суждениях взрослых, прежде всего учителей и родителей. Возникновение потребности к знаниям собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе – характерная особенность подросткового возраста. Главная особенность подросткового возраста – личностная нестабильность. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, следует особо выделить формирующееся у него чувство взрослости.
 Развитие взрослости в разных её направлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться ребёнок, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, в различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешне кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая внутренним чувствам. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которые включён подросток; признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.
 Подросток обладает сильными иногда гипертрофированными потребностями самостоятельности и общения со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечатки и на учение и на не учебные занятия и на отношение с родителями. Ведущую деятельность в этот период становления интимно-личностного общения. Наибольшее содержание и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.
 Подростковая дружба противоречивое сложное явление. Подросток стремится иметь близкого важного друга и при этом лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Друг умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого необходимо иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений) становится своеобразным терапевтом. В дружбе отношения подростков крайне избирательны. Их круг общения не ограничивается близкими друзьями, он становится гораздо шире.
У детей в это время появляется много знакомых и что еще более важно – образование неформальных групп и компаний. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если ребенок попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благоприятно скажется на развитии его личности. При неудовлетворительном групповом влиянии, либо его не удовлетворяют групповые отношения, он ищет себе другую группу, которая более соответствует его запросам. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Для него не достаточно входить в любую группу, готовую его принять.
 В то же время для подростка характерно стремление эмансипации от близких к взрослым. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнениях, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельно равными с ними в правах. Основной сложностью в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Родительская любовь необходима, но не достаточное условие благополучного развития подростка. Трудность другого рода возникает при высоких ожиданиях родителей оправдать которых ребенок не в состоянии. Конфликт возникает при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, и когда от него требуют то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
 Отношение с окружающими наиболее важная сторона в жизни подростка. Его потребность в полноценном общении с взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей проявляется тяжёлые переживания. Эти переживания могут быть значительно смягчены и изжиты.

Категория: Рекомендации психолога | Добавил: mkucsps (15.06.2017)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0