На протяжении своей жизни, каждый человек сталкивается с более или менее значительными личностными утратами и потерями - это естественная сторона нашей жизни. У каждого человека существуют достаточно чёткие представления о том, кого или чего ему было бы особенно жаль лишиться, потерять, утратить. Все это, конечно же, очень индивидуально. Для одного человека смерть члена его семьи может стать страшным потрясением, а другой, возможно, вздохнёт с облегчением, оказавшись в подобной ситуации. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования, приводят к стойким личностным изменениям не только у непосредственных участников, но и у очевидцев и членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь. Поэтому необходимо рассмотреть проблему оказания систематической и экстренной помощи пострадавшим от влияния травматических событий не только взрослым, но и детям, протекание переживаний травмы которых, несет ряд специфических для данного периода развития личности положений. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям. Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму. Ребенок, переживший травму по отношению к себе или членам семьи, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Задачи психологической реабилитации детей и подростков, переживших тяжелую психическую травму, принципиально различаются в зависимости от момента ее осуществления – непосредственно после травмы и несколько месяцев спустя. На первом этапе реабилитационная работа в целом может быть охарактеризована как медико-психологическая, на втором – как психолого-педагогическая. Этим определяется и подбор специалистов, осуществляющих такую работу. Сразу после психотравмы основной задачей психологической помощи пострадавшим детям и подросткам является экспресс-коррекция острой симптоматики, препятствующей нормальному функционированию ребенка. Преодоление или снижение эмоционального дискомфорта представляется важным не только само по себе, но и как профилактическая мера, снижающая риск последующего развития посттравматического стрессового расстройства. Основная задача работы с отсроченными последствиями психотравмы – восстановление нормального социального и внутрисемейного функционирования детей. Важно обеспечить регулярное посещение школы (детского сада). Травматические события оставляют в психике ребенка глубокий след, который долго сохраняется в его памяти. Дети, бывшие свидетелями чрезвычайной ситуации, испытывают ночные кошмары, их преследуют страх, навязчивые картины увиденного, у них формируется стойкий невротический синдром. Дети очень меняются эмоционально. Становятся легко раздражительными, тревожными, пугливыми, плаксивыми. Специалисты рассматривают способность ребенка преодолевать невзгоды в качестве поведения, защищающего его от внутренних и внешних стрессов. В зависимости от того, как ребенок воспримет и осмыслит стрессовую ситуацию, будет зависеть его способность проигнорировать угрозу или обойти источник стресса и не думать о возможных последствиях. Учёные доказывают наличие защитных факторов у ребенка, которые помогают ему выжить в критических ситуациях. К ним они относят качества характера ребенка и окружающую среду, которая оказывает ему необходимую поддержку. Неоценимую роль при этом снова играет семья. Чем выше её социально-политический статус и чем стабильнее, сплоченнее семья, тем легче детям преодолевать невзгоды. Семья способна оказать ребенку поддержку, вселить в него чувство защищенности и уверенности. Она служит как бы амортизатором против всех внешних опасностей, угрожающих ребенку. Поэтому распад семьи по тем или иным причинам серьезно затормаживает развитие ребенка, как и длительная разлука с ней. Даже малейшее стрессовое состояние у родителей вредно действует на детей, провоцируя у них болезненные симптомы. Ребенок также страдает, когда оказывается разлученным с родителями. В таких ситуациях ребенку нередко приходится брать на себя обязанности взрослого в очень раннем возрасте. С детьми, переживающими кризис, существует довольно большое количество разных методов, которые позволяют снять эмоциональное напряжение. Например, игра с рисунком. Это интерактивная рисуночная техника, сочетает различные аспекты игровой и художественной (изо) терапии. Предназначена для детей переживающих острую психологическую травму. Ребенок выражает в рисунке свой внутренний мир, а затем в игровой манере прорабатывает затронутые темы. Методика помогает ребенку понять и оценить свою роль в прошедших событиях. Можно использовать прием изготовления книг для подготовки ребенка к возможным психическим травмам или рисуем горе в картинках. Участниками создается книга о предстоящем или случившемся травматичном случае, с целью конкретизировать свои представления о событии. Основной целью является осознание клиентом сути события, осознания его особенностей, освоения оптимальных стратегий поведения. Тогда появляется контроль над ситуацией, снижается чувство тревоги. Важно помочь ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал. |