Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?
Главная » Полезная информация » Рекомендации психолога

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов

С каждым годом отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности психологической адаптации и интеграции в социокультурную среду.

Система психологической помощи показывает, что увеличивается количество детей с психосоматическими заболеваниями - физиологическими патологиями, развивающимися под влиянием психогенных факторов. Психосоматические заболевания детей вызваны неблагоприятной семейной ситуацией и неадекватным воспитательным подходом. Негативные факторы, связанные с нарушением личностного и психосоматического развития детей-инвалидов, указывают на необходимость психологической помощи ребенку с обязательным включением родителей в психокоррекционный процесс. В связи с этим особую актуальность приобретают особенности детско-родительских отношений.

Часто среди детей, страдающих психосоматическими заболеваниями, отмечаются дисгармоничный тип воспитания, а также нарушение системы мать-дитя. Различают особенности материнского отношения в семьях: потворствующая гиперопека; доминирующая гиперопека, с равнодушием, скрывающимся под «маской» опеки; эмоциональное отвержение, обусловленное неприятием ребенка.

Различные исследования показывают, что относительно здоровые дети имеют опыт самостоятельности, их потребности больше учитываются, их меньше наказывают за провинность, к ним меньше предъявляют требований, чаще ходят в детский сад. В семьях детей, которые меньше подвержены заболеваниям, наблюдаются положительные черты воспитания, беременность у мам протекала нормально, эмоциональное состояние в послеродовой период было удовлетворительным, отношения с ребенком расцениваются как теплые и доверительные.

В исследованиях формирования личности ребенка на ранних стадиях развития, анализировался фактор отношения матери с отцом ребенка и участия отца в воспитании ребенка. У здоровых детей матери расценивают отношения с мужем как хорошие, а участие отца в уходе за ребенком на первом году жизни очень активное, он присутствует в отношениях отец-мать-ребенок.

В детско-родительских отношениях важно учитывать и собственную активность ребенка. Ребенок с адекватной самооценкой испытывает радость в общении и с отцом, и с матерью, склонен к принятию самостоятельных решений. В рисунках таких детей присутствуют все члены семьи, включая их самих, что говорит о нормальной эмоциональной атмосфере в семье и чувствуется общность семьи. Родители таких детей поощряют детские качества, учитывают их взросление.

Поскольку тема детско-родительских отношений достаточно актуальна для семей с детьми, поиск путей помощи таким родителям осуществляют психологи МКУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Юрги". Психологическая помощь специалистов родителям детей от рождения до 5-х лет позволяет проработать психотравмирующие события семейной истории; осмыслить особенности внутрисемейных отношений и корректировать их. Также мамам помогают повышать психологическую грамотность путем информирования о закономерностях психического и психосоматического развития детей, формировать материнскую идентичность и гармоничные отношения в диаде мать-дитя, адекватные социальные и коммуникативные навыки у детей. Гармонизация детско-родительских отношений возможна только через повышение компетентности родителей!

Категория: Рекомендации психолога | Добавил: Отд_приема (30.04.2020)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar